18+

В Уральске продавцы стихийных рынков пришли в акимат с жалобами на штрафы

Торговцы, большинство из которых женщины, пожаловались, что не могут найти работу, а арендовать место на рынке не могут - не тянут арендную плату.

Сегодня, 26 июля, в акимат Уральска пришли более 20 торговцев стихийных рынков, которые пожаловались на постоянные штрафы. Они говорят, что почти у всех из них есть ИП, они платят налоги и все вакцинировались от COVID-19 двумя компонентами, но идти на рынок и реализовывать продукцию на центральном рынке они не могут, так как продают овощи со своих маленьких огородов, перепродают картофель, арбузы, дыни подешевле и молочную продукцию со своих подворий. Продавая все это, у них не накапливается суммы, достаточной для оплаты аренды на рынках.

Со слов торговцев, на центральном рынке им разрешают арендовать за 18 тысяч тенге крохотные точки, где-нибудь в тупике, где совсем нет проходимости и где невозможно не разложить весь товар.

Так, жительница села Подстепное Теректинского района по имени Шолпан рассказала, что ее недавно оштрафовали за стихийную торговлю на 14 тысяч тенге и в это время у нее заболела дочка и женщина не смогла оплатить штраф вовремя. Позже с нее через суд взыскали 36 тысяч тенге.

- Мы не от хорошей жизни стоим на улице в 40-градусную жару и 40-градусный мороз. Продаем молочную продукцию со своих подворий. Привозим молоко, масло, сметану, айран в замороженном виде, у нас есть свои постоянные клиенты. На вырученные деньги покупаем продукты питания, чтобы хоть как-то жить. У меня трое детей, две дочери студентки, которые своим трудом поступили на грант, учатся в Алматы, но город дорогой и нужно им помогать. Я все делаю, чтобы они получили образование и потом не таскались всю жизнь по рынкам, как я. Это адский труд. У меня еще три сотки земли, выращиваю зелень, овощи и также продаю. Вообще выживаем как можем, а государство нас не может защитить. Мне к примеру, нет смысла идти на рынок и арендовать там место. Я даже за аренду не смогу заплатить, потому что выезжаю торговать всего 2-3 раза в неделю. Там нужно торговать с утра до вечера, а для меня это нереально, у меня хозяйство. Ехать на "Ел-Ырысы" (коммунальный рынок на окраине города - прим.автора) тоже невыгодно, добираться приходится на двух автобусах, - плача рассказывает Шолпан. - Мне 57 лет, куда мне идти работать? Продавцом в магазин уже не берут, нужна шустрая молодежь. Как мне прожить? Что мне делать? Войдите в наше положение.

Многодетная мать Бахыт Абдолова раньше торговала на центральном рынке, но потом перешла работать за его пределы.

- У меня шестеро детей. Живем на съемной квартире. Нас каждый раз штрафуют на 14 тысяч тенге и если не оплатить его в течение недели, то сумма штрафа удваивается. На меня оформлено пять кредитов. Как нам выжить? Идти воровать или грабить? В том году приходили в акимат, нам выдали место под навесом на рынке. Только там проходимости совсем нет, и я работала себе в убыток. Таким образом задолжала 350 тысяч тенге. Все ходовые места уже заняты. Мы выживаем только потому что торгуем на улице. Если аким будет платить за нас кредит, оплачивать учебу детей, воспитывать наших детей, то мы готовы сидеть дома. Или пусть застрелят нас! - сказала Бахыт Абдолова.

Еще одна продавщица Рысты Амбреева рассказала, что ее в этом месяце оштрафовали уже три раза на 14 тысяч тенге. Она покупает каждое утро арбузы с дынями и перепродает их чуть дороже. Тем и зарабатывает.

- Мне уже 60 лет. Живу в районе Птицефабрики, тружусь как могу, нужно помогать детям. Пенсия совсем маленькая всего 65 тысяч тенге, на что ее может хватить? Все сидим в кредитах, хватает только на продукты. Почему бы нам не разрешить торговать, - задает вопрос Рысты Амбреева.

Продавщица Мария сравнила торговцев стихийных рынков с кочевниками. С ее слов, недавно они пытались убежать от полицейских и одна из пожилых продавщиц упала в арык.

- Уже дошло до того, что как появляются на горизонте стражи порядка, мы все в рассыпную вместе с товаром и тележками, можете себе представить? Посмотрите на нас, мы все обгорели на солнце, лишь бы заработать на хлеб, - говорит она. - Но люди стали умнее, кто-то нас снимает на камеру отправляет участковому, а он приходит потом к нам, показывает фото и видео, и по факту штрафует нас. Так вот хочу сказать, что мы тоже люди и нам тоже нужно как-то выживать.

Торговцы говорят, что на них постоянно жалуются продавцы центрального рынка, якобы они создают им конкуренцию.

- Мы понимаем, что конкуренция есть. К примеру, все мы закупаем картофель по цене 130-140 тенге за килограмм у оптовиков, только мы, уличные торговцы продаем ее по 160 тенге за килограмм, а те кто в павильонах по 200 тенге за килограмм. И да, у нас люди идут и берут овощи. Но вы даже представить не можете, каково это стоять под палящем солнцем на улице весь день. Но деваться некуда, мы все уже в том возрасте и многие из нас многодетные матери, у которых нет другого выхода, нам нужно на что-то жить, - отметили торговцы.

Между тем на вопросы собравшихся пришли ответить заместитель акима Уральска Ерлан Галиев, и.о. руководителя управления санитарно-эпидемиологического контроля Уральска Роза Хасенова, и.о начальника МПС Абайского отдела полиции УП Уральска Алибек Дюсенгалиев.

Ерлан Галиев выслушал всех торговцев и отметил, что этот вопрос нужно решить совместно с руководством центрального рынка.

- Нужно найти компромисс, создать условия, чтобы они всех устраивали, иначе никак. Возможно выделить какую-то улицу под вашу торговлю, - отметил он. - Этот вопрос требует срочного решения.

Роза Хасенова добавила, что при этом должны соблюдаться все санитарно-эпидемиологические нормы при перевозке и хранении домашних молочных продуктов для дальнейшей реализации.

После чего Алибек Дюсенгалиев дополнил, что когда им поступают подобные вызовы, они не имеют права не штрафовать за нарушения.