В конце прошлого года в Казахстане принят новый Закон РК «О статусе педагога».
Раньше статус педагога определялся четырьмя статьями главы 7 Закона РК «Об образовании». Но для полноценного закрепления статуса педагога их было недостаточно. Новый Закон "О статусе педагога" содержит 21 статью. Каждая из них создает особые условия для осуществления педагогами профессиональной деятельности.
Как пояснила руководитель департамента по контролю в сфере образования ЗКО Гульнара Сарсенгалиева, согласно принятому Закону РК «О статусе педагога» учителей нельзя привлекать к работам, не относящимся к их профессиональным обязанностям, у учителей нельзя истребовать отчетность либо информацию, не предусмотренную законодательством РК в сфере образования, нельзя привлекать педагога к видам работ, не связанным с профессиональными обязанностями, за исключением случаев, предусмотренных законами РК, нельзя проводить проверки, не предусмотренные законами РК, возлагать на педагога обязанности по приобретению товаров и услуг, привлекать педагога государственной организации среднего образования при осуществлении им профессиональной деятельности к проведению мероприятий негосударственных организаций. Нарушения этих пунктов ведут сначала к предупреждению, а при повторном совершении указанных действий в течение года после наложения административного взыскания влечет штраф от 20 до 120 МРП.
С 1 января текущего года началось поэтапное повышение заработной платы педагогам. Оплата труда педагогов дошкольного, среднего, технического и профессионального образования будет увеличена в два раза в течение четырех лет с 2020 года. Кроме того, предусматривается возможность дифференцированного повышения оплаты труда за счет доплат за квалификационный уровень методистам, педагогам дошкольного, школьного, дополнительного, технического и профессионального образования, а также за наставничество, степень магистра и др.
Также предусматриваются меры по расширению социального пакета педагога в рамках реализации законов Республики Казахстан «О статусе педагога» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам статуса педагога, снижения нагрузки на ученика и учителя».
К 2022 году на 100% будут обновлены программы подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом. С 2021 года выпускники педагогических специальностей будут проходить сертификацию на профессиональное мастерство. Будет предусмотрено поэтапное увеличение баллов для поступления на педагогические специальности. Если ранее на педагогические специальности проходной балл составлял 50, то в 2019 году его подняли до 60 и в этом году планируется поднять до 70 баллов.
В Государственной программе развития образования и науки на 2020-2025 годы предусмотрены 11 задач, 8 индикаторов, 39 показателей, основными целями ее являются повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей, а также увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны. В целом, на реализацию госпрограммы направлены бюджетные средства в размере 11 578 млрд тенге (республиканского бюджета – 9 565 млрд тенге, местного бюджета – 716 млрд тенге, Всемирного банка – 13 млрд тенге, частных инвестиций – 1 284 млрд тенге). Это в 6 раз больше средств, направленных на реализацию предыдущей программы развития образования и науки.