На один год - с 6 до 7 лет - увеличен срок лишения свободы в отношении должностных лиц органов правоохранительной системы, совершивших данное противоправное деяние, сообщает корреспондент uralskcity.kz
Рассказывая о поправках в уголовном законодательстве, заместитель начальника областного департамента полиции Асхат Темиржанов, проинформировал также о нововведениях в сфере защиты конституционных прав граждан, вовлеченных в орбиту уголовного преследования.
Как отмечено выше, увеличен срок отбытия наказания за привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности. Кроме того, изменения внесены и по срокам лишения права осужденными занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - с 3 до 5 лет.
За заведомо незаконное заключение под стражу или содержание под стражей увеличен размер штрафа с 3 тысяч до 5 тысяч МРП; срок лишения свободы с 5 до 7 лет; срок лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с 3 до 6 лет.
***
Срок наказания за торговлю людьми изменен с минимального трех лет на четыре года, максимальный – увеличен с пяти до семи лет. В качестве дополнительного наказания также применяется конфискация имущества.
Торговля людьми, совершенная преступной группой, повлекшая по неосторожности смерть потерпевшего, повлечет лишение свободы на срок от 12 до 15 лет с конфискацией имущества (ранее назначалось лишение свободы от 10 до 15 лет с конфискацией имущества).
За торговлю несовершеннолетними, совершенную преступной группой, также повлекшую по неосторожности смерть потерпевшего, срок отбытия наказания предусмотрен о 12 до 18 лет с конфискацией имущества (ранее - лишение свободы от 12 до 15 лет с конфискацией имущества).
- «Закон в отдельной норме установил и ужесточил ответственность за убийство малолетнего, предусмотрев лишение свободы на 20 лет либо пожизненное лишение свободы. Ранее назначалось лишение свободы от 15 до 20 лет либо пожизненное лишение свободы», - сообщил А.Темиржанов.
За противоправные действия в сфере семейно-бытовых отношений увеличен срок административного ареста с трех до пяти суток.
Спикер обратил внимание и на нововведения в КоАП, согласно которым в сфере семейно-бытовых отношений за умышленное причинение легкого вреда здоровью предусмотрен арест до 15 суток, а за нанесение побоев – до 10 суток.
***
Установлен запрет на освобождение в связи с примирением лиц, ранее освобождавшихся по этому основанию.
В целях исключения злоупотреблений, в том числе увода от ответственности лиц, совершивших коррупционные преступления, полномочия по рассмотрению вопроса об их освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием переданы в компетенцию суда. Ранее такое решение могло быть принято органом уголовного преследования.
Новым Законом предусмотрена уголовная ответственность за незаконный вывоз культурных ценностей и объектов национального культурного достояния за пределы Республики или их невозврат. Если ранее за эти деяния назначался штраф до 800 МРП либо арестом до 20 суток, с конфискацией имущества (или без таковой), то отныне предусмотрено лишение свободы сроком от 3 до 7 лет.
Увеличен срок лишения свободы с одного года до двух лет за незаконное приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Ужесточены наказания за похищение человека и незаконное лишение свободы, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, с фальсификацией, сокрытием либо уничтожением документов, удостоверяющих личность потерпевшего.
Так, если ранее за похищение человека назначалось лишение свободы сроком от 4 до 7 лет, то с этого года сроки отбытия наказания в местах лишения свободы увеличены от 7 до 12 лет. Кроме того, суд может назначить дополнительное наказание в виде конфискации имущества.
А за незаконное лишение свободы предусмотрено лишение свободы до 5 лет (с конфискацией имущества или без таковой), тогда как до внесения изменений и дополнений в УК предусматривалось лишение свободы сроком до 3 лет.
***
- «ДЕВЯТЫЙ БЛОК поправок направлен на создание правовых условий для функционирования организаций по оказанию содействия в устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан Республики.
Такие организации будут создаваться в форме некоммерческих организаций, осуществляющих на безвозмездной основе содействие в устройстведетей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Республики, постоянно проживающих на территории Казахстана, желающих принять детей на воспитание.
Сотрудниками таких организаций не могут быть работники уполномоченного органа в области защиты прав детей, местных исполнительных органов, организаций для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включая их супругов и близких родственников, а также лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Эти организации подлежат обязательной аккредитации в уполномоченном органе в области защиты прав детей.
При этом они обязаны сохранять тайну усыновления, информировать уполномоченный орган в области защиты прав детей и правоохранительные органы о фактах смерти, жестокого обращения с ребенком, покушения на их половую неприкосновенность.
Кроме того, данные организации вправе получать информацию, в порядке, установленном законодательством, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, с согласия их законных представителей, а также осуществлять подбор граждан, желающих принять таких детей в свои семьи», - обратил внимание заместитель начальника департамента полиции ЗКО.
***
Далее Асхат Темиржанов донес до сведения журналистов о нововведениях в кадровой политике. В частности, предусмотрена регламентация вопросов первоначальной профессиональной подготовки лиц, впервые поступающих на правоохранительную службу, на базе академий Генпрокуратуры и МВД.
Для лиц, поступающих на службу в прокуратуру, такая подготовка будет годичной, а для поступающих в иные правоохранительные органы - 6 месяцев.
Для обучающихся предусмотрена стипендия и обязанность ее возврата в случае отказа от дальнейшего прохождения службы либо отчисления из Академии в связи с неуспеваемостью или нарушением дисциплины, а также по собственному желанию.
***
ОДИНАДЦАТЫЙ БЛОК поправок направлен на исключение обязательной регистрации иностранцев в течение 5 суток после прибытия и введение обязанности принимающих лиц (администрации гостиниц, родственников и других) уведомлять органы внутренних дел об их прибытии.
В этой связи, исключена адмответственность иностранцев и лиц без гражданства, за нарушение сроков регистрации, но при этом они будут нести ответственность за несоблюдение правил транзитного проезда через территорию Казахстана, невыезд из Республики после истечения установленного срока, уклонение от выезда, несоответствие осуществляемой деятельности целям, указанным в визе.
***
ДВЕНАДЦАТЫЙ БЛОК поправок направлен на дальнейшее совершенствование уголовного и уголовно-процессуального законодательства, устранение пробелов и коллизий по итогам мониторинга практики его применения.
К примеру, закрепляется право супруга (супруги) возражать против прекращения уголовного дела в отношении умершего.
Исключен шестимесячный срок хранения вещественных доказательств, что позволит избежать значительных финансовых затрат по их хранению, а также минимизировать факты их порчи, утраты либо хищений.
Закон предусмотрел возможность конфискации имущества у условно осужденных лиц, если у них будут обнаружены орудия и средства преступления, незаконно добытое имущество. При этом ограничена возможность конфискации имущества у лиц, которые не знали, не могли и не должны были знать об использовании их имущества кем-либо в противоправных целях.
Смягчена ответственность несовершеннолетних, беременных женщин, лиц, имеющих малолетних детей, лиц, добровольно загладивших вред, а также лиц, совершивших уголовные проступки при наличии иных смягчающих обстоятельств и отсутствии отягчающих обстоятельств.
Теперь таким лицам за совершение уголовного проступка наказание не будет превышать половины его срока или размера.
Закон расширил перечень дел, рассматриваемых присяжными заседателями, отнеся к их компетенции все дела об особо тяжких преступлениях. Исключение составляют исключением дела об убийствах, совершенных в условиях чрезвычайной ситуации и в ходе массовых беспорядков; преступлениях против мира и безопасности человечества, против основ конституционного строя и безопасности государства, террористических и экстремистских преступлениях, воинских преступлениях, совершенных в военное время или боевой обстановке; преступлениях, совершенных в составе преступной группы (ранее за совершение особо тяжких преступлений, предусматривающих смертную казнь или пожизненное лишение свободы).
Законом сокращен срок возможного содержания, осужденного в одиночной камере (с 6 до 4 месяцев), исключено дисциплинарное наказание осужденных в виде штрафа, увеличено количество свиданий для осужденных.
Стремление осужденных получить образование теперь будет обязательно учитываться при определении степени их поведения и составлении характеристик.
Наряду с этим Закон запретил контроль руководством учреждений уголовно-исполнительной системы обращений осужденных к Уполномоченному по правам человека. При этом осужденным предоставлено право обращаться в суд, прокуратуру и иные госорганы по электронной почте.
Закон об ужесточении ответственности за совершение тяжких и особо тяжких преступлений вводится в действие 11 января с.г. за исключением норм, касающихся:
- получения на безвозмездной основе психологической подготовки гражданами, желающими принять детей-сирот в свою семью и отказа в усыновлении, опекунстве и попечительстве гражданам, не прошедшим такую подготовку (они вводятся в действие с 1 июля 2020 года);
- расширения перечня уголовных дел, рассматриваемых с участием присяжных заседателей (вводятся в действие с 1 января 2023 года).
- «Это связано с необходимостью проведения соответствующих организационно-подготовительных работ», - отметили организаторы брифинга.